Как ставят оценки в школе в разных странах мира: рассказывают родители

Как ставят оценки в школе в разных странах мира: рассказывают родители

Статьи

Как измеряют знания в разных странах мира? В одних системах образования используют цифровые обозначения и даже дробные оценки, в других ― буквенные,  в третьих применяется буквенная система с численной интерпретацией. Но главное не это. Мы решили узнать, как разные подходы к оцениванию влияют на учеников, и поговорили с родителями, выходцами из России, чьи дети сейчас учатся в зарубежных школах, ― в Сингапуре, Швейцарии, Франции, Финляндии и Австралии. 

В последние годы страны Азии занимают первые строчки рейтинга Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Сингапур по результатам исследования 2018 года занял почетное второе место. Ирина живёт здесь давно и воспитывает сына ― ученика местной общеобразовательной школы. Чем же примечателен подход к оцениванию в стране с самой молодой образовательной системой в мире? С 1997 года в Сингапуре реализуется комплекс мер, направленный на снижение важности экзаменов и оценок в начальной и средней школе. Цель этих преобразований ― свести к минимуму стресс учеников от состязательности образовательного процесса. 

Ирина, мама сына 9 лет (Сингапур): 

«До шестого класса у сингапурского учителя нет цели поставить оценку и ранжировать детей внутри класса. Мой сын просто должен сдать все работы и проекты в течение учебной четверти, по которым преподаватели, скорее, дадут обратную связь, но оценку не поставят. Учителя применяют так называемый формирующий подход, поэтому вместо оценки в школе можно получить «Good job» («Хорошо») или «Try better next time» («Попробуй в следующий раз сделать лучше»). То есть учитель либо хвалит за хорошо проделанную работу, либо обращает внимание на то, что можно улучшить. 

В конце четверти в школах устраивают контрольные срезы в виде тестирования по 100%-ой шкале. Если ребёнок набрал хотя бы 51%, считается, что он уже сдал («passed»). С домашним заданием дела тоже обстоят не так, как в России. Если ученик, например, не выполнил его, пришёл на урок неподготовленным ― его оставляют после уроков, и он делает все задания. Примечательно, что в Сингапуре нет общих родительских собраний. Каждую семью приглашают отдельно и обсуждают результаты ребёнка тет-а-тет. То есть ни я, ни мой сын не знаем, кто в его классе «отличник», а кто «двоечник».

alt

Швейцария ― ещё одна страна, качество среднего образования в которой высоко ценится в мире. Об особенностях оценивания в местных школах мы поговорили с Натальей, у которой в Швейцарии учатся четверо детей. Специфика швейцарской системы образования заключается в том, что в каждом регионе (кантоне) действуют свои правила, и, по сути, речь идет о 26 самостоятельных системах образования.

Наталья, мама четверых детей 7, 9, 12 и 14 лет (Швейцария):

«В кантоне Цюрих, где мы живем, дети учатся по шестибалльной системе: причем существуют и дробные оценки ― можно, например, получить 4,9 или 5,7. Во время дошкольной подготовки оценки не ставятся, оценки в начальной школе ― только со второго класса. Однако по итогам успеваемости во время первого года обучения детей перераспределяют по разным классам. В «А» класс попадают ученики, которые показали наилучшие результаты, в «В» ― средние, в «С» ― все остальные. Конечно, родители хотят, чтобы их дети попали в класс «А», так как потом им будет легче учиться в средней школе. Получается, что в школе есть сильные и слабые классы. И если ребёнок захочет перейти в более сильный класс, ему придется доказывать свои способности. 

В Швейцарии ― четыре официальных государственных языка, и большое внимание уделяется их изучению, поэтому важно, чтобы дети хорошо говорили и имели хорошие оценки в школе. Это важно и при поступлении в школу, и при переводе из начальной школы в среднюю и далее».

alt

Правительство Франции реформирует систему образования с 2012 года, при этом система оценивания остается неизменной в течение нескольких десятилетий. В чём преимущество двадцатибалльной шкалы ― рассказывает Николай из Франции, папа девочки-подростка.

Николай, папа дочери 13 лет (Франция):

«Во Франции используют двадцатибалльную систему. Причем в начальной школе максимальная оценка ― чаще всего 10 баллов. 

Моя дочка учится в основном на «хорошо» и «отлично» и получает 15-18 баллов. Если учитель поставил больше 10 баллов, считай, что ты получил положительную оценку. Если 9,5 ― изучаешь материал ещё раз. 12 можно сравнить с нашей «тройкой», а вот 12,5 ― это уже ближе к «хорошо». Поначалу я шутил, что школьные оценки напоминают оценки фигуристов во время Олимпийских игр. Со временем я понял, что такой подход дает возможность оценить ребенка более объективно. Когда в арсенале учителя только «двойки», «тройки», «четверки» и «пятерки», есть вероятность подтянуть «слабого» и занизить успехи «сильного». Во французской системе этот вопрос снимается применением дробных оценок».

alt

Согласно рейтингу PISA за последние годы, Финляндия стабильно занимает высокие строчки, а по данным за 2018 год ― входит в первую десятку. Эта страна стала первой в мире, где отменили предметы и заменили их изучением явлений (phenomenon based learning). Ученики берут какое-то явление, предмет, понятие или событие, например, конкретный район города или мигрантов, и рассматривают его с точки зрения разных дисциплин ―  истории, географии, социологии, экономики.

Алла, мама дочери 9 лет (Финляндия): 

«Когда я выбирала страну для жизни, отдельное внимание уделяла изучению системы образования. Финляндия не оставила мне шансов. Меня, человека, выросшего в СССР, где оценка ― истина в последней инстанции и способ оценить, «хорошая» я или «плохая», эта страна покорила. Я хотела, чтобы моя дочь училась только здесь, так как в школе уважают личность ребёнка. 

В Финляндии в начальной школе, с 1-го по 6-й класс, оценки не ставят, вместо них ― галочки и баллы за контрольные работы и тесты. Эти отметки ни на что не влияют. Дневников тоже нет. Я, например, до сих вспоминаю дневник с ужасом. Это был самый страшный день в неделе, когда родители смотрели оценки в дневнике, и часто после этого следовало наказание. 

Учитель встречается с каждым родителем отдельно, и в течение 15 минут обсуждает с ним достижения и вопросы ребёнка. 

Дети моих друзей уже учатся в средней школе, и я знаю, что там оценки не называют при всём классе. Тебе дают перевернутый листок с проверенной работой, и отметку знаешь только ты сам. Особенно радует, что по физкультуре вообще нет отметок. Только изучив школьную систему образования Финляндии, я осознала, как нас травмировало то, что за физические способности ставили оценки. Пробежал 100 метров быстрее всех ― герой, а если не дай бог последним ― это полный провал и удар по самооценке. Кстати, именно умение оценивать свои достижения самостоятельно развивают в финских школах с 1-го класса».

В России оценивание проходит иначе. О том, как учителю в российской школе можно снизить уровень стресса учеников от оценивания, можно прочитать в другой нашей статье

alt

В рейтинге PISA Австралия в последние годы занимает 20-30 строчки, причем, год от года ее позиции падают. Например, в 2003 году страна занимала 10 строчку списка. В школах учеников не кормят горячими обедами, зато у них есть две больших перемены, когда они гуляют на улице ― климат позволяет. В старших классах ребенок может выбрать, какие предметы ему интересно изучать. При этом есть и обязательные ― математика и английский. 

Анна, мама сына 4 года (Австралия):

«Мой сын ещё не ходит в школу, но я, конечно, заранее изучила вопрос, как всё будет и как ставят оценки в школе. Здесь дети идут в школу в 5 лет, это достаточно рано. Подготовительный класс больше напоминает садик, правда, там не кормят и не укладывают спать. Система оценок здесь похожа на пятибалльную шкалу в России. Мои друзья, местные жители, рассказывали, что несколько лет назад «А» было чем-то близким к нашей пятёрке, «А+» можно было получить только за особые достижения. После нововведений «А» стали ставить редко, когда ученик показывал очень высокие результаты, гораздо чаще ― «В» или «С». 

alt

Система оценивания в школах России тоже не стоит на месте: меняются подходы, условия, критерии, роль учителя в процессе. Специально для педагогов методисты программы развития педагогов «Я Учитель» в сотрудничестве с известными экспертами подготовили бесплатный онлайн-курс «Оценивание для обучения». Для того, чтобы пройти курс, нужно иметь аккаунт (почту) в Яндексе. Курс поможет научиться эффективно использовать формирующее оценивание, преодолеть недостатки традиционного оценивания и разобраться в тонкостях выставления оценок с помощью онлайн-инструментов. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?