Опыт дистанционного обучения в разных странах

§ Как устроено онлайн-обучение в Израиле, Австралии, Швейцарии

Опыт дистанционного обучения в разных странах

Статьи

Исторически сложилось, что мы считаем всё зарубежное лучше. Швейцарский шоколад вкуснее «Алёнки», а американские джинсы моднее и практичнее одежды российского производства. С обучением — та же история. Зарубежную методику часто хвалят и ориентируются на неё. 

Но 2020 год уравнял почти все школы в мире. Ученики из России и Бразилии, США и Казахстана отправились на дистанционное обучение, и мало кто оказался к этому готов. Мы поговорили с несколькими родителями из Израиля, Австралии, Швейцарии и выяснили, как проходит дистанционное обучение в разных странах, как они справляются и что им помогает.

Как произошло включение родителя в образовательный процесс?

 Анна, Австралия. Двое детей: 12 и 5 лет

«Каждому родителю выдали огромное количество распечатанного материала по математике, грамоте и окружающему миру на срок локдауна. Выдали “расписание” на каждый день, по которому родитель занимается с ребёнком, а также подсказки для переменок, игры на улице, график перерывов на перекус. Каждый урок включал в себя подобранный материал и подробную инструкцию о том, как что выполнять. Также раз в день ребёнок занимался полчаса на айпаде грамотой (буквы, звуки) и смотрел два записанных видео от учителей: например, по чтению (15 минут) и фонетике (15 минут). В итоге, родитель был вовлечен с ребёнком постоянно — кроме времени, когда ученик смотрит видео. Родителям приходят емейл-рассылки по каждому предмету раз в неделю. Например: на этой неделе тема истории — гладиаторы, задача — сделать презентацию».

Анна, Швейцария. Четверо детей: 5, 8, 14, 16 лет

«Школа в Швейцарии начинается с 4 лет. Соответственно, дети с 4 лет тоже находились на дистанционном обучении. С пятилеткой раз в неделю в пятницу в почтовый ящик мы получали папку с заданиями на неделю. Их приносили волонтёры. На каждый день было определённое фиксированное количество заданий. Плюс в папке лежали подробные материалы, которые необходимы для онлайн-занятий.  В конце недели мы также клали папку с выполненными заданиями в почтовый ящик, её забирали.

Дочка 8 лет проходила обучение онлайн, на специальной платформе. Сразу предложили выдать планшеты, если не хватает. После основных проходили дополнительные онлайн-уроки, на которых дети могли разобрать тему, пройденную на уроке, или сделать домашку.  Домашнее задание мы также клали в почтовый ящик».

Ксения, Израиль. Двое детей

«У нас новая учительница. Может быть, поэтому было сложно в первое время. Мне кажется, что и ей тоже. Учительница вечером отправляла расписание онлайн-уроков с ссылками на Zoom — каждый урок отдельно. Утром отправляла повторно. В итоге была большая путаница. Ребёнок не знал, куда заходить — дети во втором классе ещё не такие сообразительные. Потом учительницы наловчилась и присылала расписание, в котором сверху была ссылка на постоянный Zoom с ней. Если урок проводили другие учителя, прямо в расписании была отдельно выделена ссылка на онлайн-урок с ними. Так намного удобней. Ещё там же были ссылки на здание на школьном сайте или на самостоятельную работу. Тоже все в одном файле. Удобно».

Взять на заметку:

Правильная маршрутизация родителей и детей в начале дистанционного обучения — залог успеха. То, что для учителей кажется естественным и понятным, для родителей — тёмный лес. Лучше прописать все нюансы и составить инструкцию, чем каждый урок напоминать, как войти в Zoom или подготовить ручку и тетрадку. Опыт обучения в разных странах показывает, что чем раньше мы составим подробную инструкцию, тем быстрее пойдёт учебный процесс. Зарубежная методика также подразумевает развитие самоорганизации и дисциплины.

Как проходит ваш день?

Ксения, Израиль. Двое детей

«Утром подъём, завтрак. Потом переодеться в школьное и подготовить всё для уроков по расписанию. В перерывах между занятиями дети играли в компьютер, второй завтрак я приносила каждому в комнату. Первое время я ребёнку всё время напоминала о времени урока. И проверяла, получилось ли зайти — с этим часто возникали проблемы.

Потом я поставила ребёнку будильники на телефоне, и каждое утро сверяла список будильников с расписанием. Когда делала завтрак, сразу готовила и на второй и ставила в холодильник, чтобы меньше бегать потом. Задания, которые мы не могли сделать на компьютере, просто выполняли в тетрадке. Сначала мы очень старались, чтобы все задания были сделаны. А потом я решила: что сделала — то сделала. Не получилось — ничего страшного».

Евгения, Израиль. Дочь 6 лет

«У первоклассников было по одному онлайн-уроку в день, плюс какие-то ссылки на гимнастику на YouTube и прочие записи, которые я не открывала. В моей бразильской системе ценность представляли только живые интерактивные уроки. Вначале все 30 человек сидели в Zoom и по очереди рассказывали классной руководительнице, какое у них настроение, пока не кончится урок, но потом классная догадалась разделить их на мини-группы, и дело пошло веселей».

Анна, Швейцария. 5, 8, 14, 16 лет

«В 5 лет занятия онлайн проходили всего по часу в день. Как правило, это 30 минут на физические упражнения и 30 минут на задания: например, построить пирамиду из 20 подушек.

У восьмилеток были только онлайн-уроки несколько часов в день. Каждый день в 4 часа дети читали. Класс разделили на группы по 5 - 6 человек. На группу выделялся рассказ, который, в свою очередь, разделялся между детьми. Они читали и слушали друг друга».

Взять на заметку:

Быть готовым к тому, что родители быстро сложат оружие и спрячутся в комнате. Постарайтесь по максимуму включить детскую самостоятельность. Отправьте им расписание уроков с ссылками. Проведите уроки компьютерной грамотности. Разделите на мини-группы для лучшего усвоения.

Психологическая помощь

Евгения, Израиль. Дочь 6 лет

«Раз в неделю классная руководительница присылала анонсы онлайн-встреч с администрацией школы и даже психологами, но все на иврите, а я не настолько его знаю, чтобы осилить онлайн-встречу.

Я считаю, что главное — это психическое здоровье родителей. Был момент, когда я накричала на ребёнка за то, что она ёрзает и не может сосредоточиться, а потом вспомнила себя на утренней планёрке в одном из проектов. Я там тоже ёрзаю, отвлекаюсь, проверяю соцсети и всё такое. Так что я хочу от шестилетки? Она вообще не заточена на эти интеракции даже в мини-группе из 10 человек. Мне кажется, важно, чтобы родитель знал, что он хочет для ребёнка в этом учебном году. Выжить самому, остаться друзьями с ребёнком, дать ребёнку много знаний… И действовать в зависимости от цели. Моя задача — выжить, поэтому я забила на дистант. Но и ребёнку только шесть лет: я решила, если что, снова пойдем в первый класс. И параллельно нашла платные занятия, тоже в Zoom, которые больше подходят для маленьких  детей — интерактивные занятия математикой на обучающей платформе, книжный клуб с обсуждением, пластилиновый Zoom для мелкой моторики».

Анна, Швейцария. 5, 8, 14, 16 лет

«В первые дни руководство школы предложило родителям  организовать встречи с психологами. Были те, которым дистант дался очень тяжело с самого начала, и они пришли за психологической поддержкой. Это очень важно, что есть,  к кому обратиться».

Взять на заметку:

Обсудить проблему со школьным психологом. Организовать встречи с родителями и психологом в Zoom. Подобрать им статьи, чтобы помочь справиться самостоятельно. У нас на сайте вы можете почитать подборку советов от нейропсихолога о том, как справляться с вызовами дистанта. 

Дистанционное обучение в разных странах, как и России, даётся нелегко. Учителя, родители и дети привыкли к одному распорядку, а теперь приходится всё менять. Но это не катастрофа, со всем можно справиться. Важно использовать все советы, зарубежную методику дистанционного обучения и любую помощь: психологов, волонтеров, активных родителей и учителей дополнительного образования.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?