Учителя делятся опытом дистанционной работы

§ Интервью с педагогами из Хорошколы, Лицея НИУ ВШЭ, Филипповской школы и Новгородского Кванториума.

Учителя делятся опытом дистанционной работы

Статьи

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для педагогов и вызвал множество вопросов. Мы попросили учителей, знакомых с дистанционным форматом, поделиться опытом удаленной работы и дать рекомендации для коллег. 

В разговоре участвовали: 

Сергей Ловягин  — руководитель кафедры STEM в Хорошколе, учитель физики.

Александр Гиринский — заведующий кафедрой терии познания в Лицее НИУ ВШЭ, преподаватель философии и теории познания.

Герман Пальчиков — заместитель директора по воспитательной работе в Филипповской школе, учитель английского языка.

Владислав Лобановский — Наставник VR/AR квантума в Новгородском Кванториуме, педагог дополнительного образования.     

1. Какие стратегии дистанционного обучения вы рассматривали и на чем остановились?

Сергей Ловягин: Вначале был широкий спектр разных возможностей. Обсуждали Nearpod, Padlet, Zoom, Hangouts. Мы одновременно работаем в двух сервисах: в Skype для бизнеса и в Школьной цифровой платформе Сбербанка. Плюс к этому подтягиваем еще другие инструменты, например, Jamboard.

Александр Гиринский: Процесс обсуждения еще идет. Если говорить про мой предмет, то мы будем активнее использовать онлайн-курс, который записали раньше. К нему есть дистанционные задания разного рода, тесты, письменные эссе. И будем проводить очные занятия через Zoom. В Вышке есть собственная платформа онлайн-обучения, для выдачи заданий мы используем только ее. 

Герман Пальчиков: Мы рассматривали разные стратегии дистанционного обучения. В итоге перекроили расписание, убрали первые уроки, чтобы подольше поспать. Для видеоуроков выбрали Zoom, потому что он оказался проще, чем Skype, и стабильнее работает. Каждому преподавателю дается полтора академических часа. Он сам решает, как распорядиться этим временем. Наша школа давно использует такой ресурс, как Сетевая Мастерская на платформе Moodle. Это изначально платформа для дистанционного образования. Я собираюсь использовать Kahoot для проверки материала. Возможно, буду давать ссылки на Google Формы для заполнения тестов. 

Владислав Лобановский: Моей основной стратегией было использовать Discord, чтобы общаться дистанционно и сформировать сообщество. Еще в «Кванториуме» мы используем онлайн-доски, например, Trello. Можно также выдавать задания с помощью мессенджера , а потом их собирать и проверять, но это ближе к традиционной форме обучения. Еще собираемся записать обучающий ролик и с его помощью проводить занятия.

2. Сейчас появилось большое количество инструментов для дистанционного обучения. Как преподавателю выбрать из этого множества?

Сергей Ловягин: Я сторонник выбирать сильного партнера. Своему сыну, который работает в другой школе, я посоветовал посмотреть Google Класс. Хотя я этот сервис не использую, но понимаю, что сразу всё окажется под рукой. Если есть необходимость, стоит выбирать ресурсы с контентом, тот же Яндекс.Учебник.

Александр Гиринский: Если предмет гуманитарный, можно давать письменные задания, эссе, рецензии — форматов много. В таком случае лучше ограничиться базовыми инструментами, например, онлайн-платформой, куда загружать свои видео. Если предмет требует большей непосредственной работы на занятии, то хорошо подойдут сервисы типа Zoom, которые позволяют де-факто проводить очное занятие в онлайн-режиме.

Герман Пальчиков: Действительно много всего хорошего. Прекрасные сервисы Google: Google Класс, Google Формы. Кроме этого, я бы рекомендовал еще массу разных программ типа Kahoot. Есть AnkiDroid — система карточек для изучения слов или новых понятий. 

Владислав Лобановский: Я думаю, все инструменты похожи — это либо видео, либо голосовая связь. Мне кажется, нужно подстраиваться под детей и методы обучения преподавателя. 

3. Как вам кажется, какие риски у дистанционного обучения?

Сергей Ловягин: Главный риск  — неготовность учителей к дистанционной работе в силу возраста, но это проблема решаемая. Пожилых учителей нужно научить, показать, как это работает и поддержать в первое время. Риск №2 — это отсутствие оперативной, постоянной поддержки. Учитель должен иметь возможность задать вопрос и сразу получить ответ.

Александр Гиринский: Я консерватор и не сторонник онлайн-обучения в принципе. Моя позиция не очень популярна. Возьмем предметы, где важно личное взаимодействие, где вы отрабатываете гибкие навыки. Говорят, их можно продублировать онлайн, но, мне кажется, это иллюзия. Процесс социализации проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает. 

Герман Пальчиков: Есть технические риски: что-то перестанет работать, интернет отключат. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Другой риск — контроль. Большой класс контролировать как в школе не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам придется больше работать самостоятельно, самим искать информацию.

Владислав Лобановский: Преподавателям сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель. Для учеников есть риск не быть услышанными. Учитель может не уследить за всеми сообщениями.

4. Но наверняка есть хорошее. Какие преимущества у дистанционного обучения?

Сергей Ловягин: Во-первых, у детей появляется больше времени, не нужно тратить время на дорогу. Во-вторых, в классе бывает шумно. Некоторым детям это не нравится, и они пишут: «Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, занимаюсь». Важный момент — это стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает. 

Александр Гиринский: Для меня единственный плюс — мобильность, можно заниматься в любом месте и в любое время. Остальное, так или иначе, дублирует то, что можно получить очно.

Герман Пальчиков: Главное преимущество —  можно записать урок. Если ученик по каким-то причинам пропустил, отправьте ему ссылку на видео. Кроме того, дистанционное обучение позволяет нам задействовать геймификацию, разные методики — это интересно детям. Еще большой плюс в том, что это возможность попробовать что-то новое, наработать опыт и потом интегрировать в школьные уроки.

Владислав Лобановский: Преимущество — возможность получать знания не выходя из дома. В классах есть ограничение по количеству мест, а в дистанционном формате — нет. Например, Discord из-за карантина увеличил количество участников до 50. 

5. Как разговаривать с родителями про дистанционное обучение? Что обязательно нужно прояснить?

Сергей Ловягин: Если нет нормальных отношений и культуры в школе, то с дистантом проблемы будут усугубляться. В данном случае можно только дать рекомендации — написать инструкцию для родителей, которая всем будет понятна и не вызовет отторжения. Общей инструкции для родителей быть не может, это на свое усмотрение должен создать коллектив каждой школы.

Александр Гиринский: Родители сейчас продвинутые, больших возмущений по этому поводу не встречал. Мне кажется, они больше думают о безопасности и здоровье собственных детей, а не о том, в каком формате получать образование в данный момент. Мы все равно ведем разъяснительную работу, даем инструкции для родителей, пишем письма, сообщаем обо всех нововведениях.

Герман Пальчиков: Родителям нужно сказать, что это такое же обучение, как в школе. Оно не хуже, не меньше по объему, оно просто в другой форме. Родители также при желании могут сесть вечером и что-то сделать с детьми. Для каких-то уроков будет возможность сфотографировать домашнее задание и прислать учителю. Ничего глобально не изменится в плане объема знаний, изменится только форма. 

Владислав Лобановский: На родителей падает ответственность за контроль и вовлеченность. Об этом нужно поговорить. Задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. У некоторых взрослых возникает ассоциация:, если дети в компьютере, значит, они ничего не делают. Этот момент тоже стоит прояснить.

6. Как объяснить ученику, что дистанционное обучение — это не каникулы? 

Сергей Ловягин: У наших детей нет такого: «Ой, меня отправили отдыхать». Ничего подобного! У нас, наоборот, только что закончились модульные каникулы. Как раз в понедельник все должны были приехать в школу, но в пятницу получили информацию о переходе на дистант и инструкции, как налаживать Skype, как работать. В понедельник начали учиться.

Александр Гиринский: Многое зависит от школы. Лицеисты Вышки привычны к онлайн-формам работы. Мы и раньше часто зачеты принимали в онлайн-режиме. Нет установки, что онлайн-режим — это халява. Я знаю, что в других школах многие оказались не готовы. Есть проблемы с интернетом у преподавателей, если они из школы выходят на связь. Все виснет, микрофон выключен, ученики занимаются своими делами. 

Герман Пальчиков: В начале нужно объяснить родителям, что контроль важен. Если ребенок пропустил онлайн-урок — это пропуск такой же, как в школе. Потом это объясняется самим детям. Нужен строгий контроль. Пусть учителя создают таблицы посещений, которые будут отправлять родителям. Детям будут звонить, спрашивать, почему сегодня не присутствовали на уроке.

Владислав Лобановский: Мне кажется, дети сами должны быть заинтересованы. Учителя также продолжают ставить оценки и проверять знания. Когда ученики начнут получать плохие оценки, то поймут, что учеба продолжается. 

7. Как поддерживать мотивацию ученика? 

Сергей Ловягин: У меня есть гипотеза, поскольку дети привыкли к экранной среде, может оказаться, что дистанционка их держит больше, чем урок в школе. Конечно, фигура в экране не обладает способностью охватывать всех, кто перед ней сидит, видеть тех, кто отвлекается. В дистанте этот фактор отсутствует. Конечно, можно всем сказать включить видео и сканировать. Для тех, для кого и школа проблема — дистант однозначно будет проблемой. И здесь мы ничего сделать не сможем. Это уже ответственность родителей.

Александр Гиринский: Очень много зависит от специфики предмета. Если предмет ЕГЭшный и у ребенка есть прагматическая цель, то проблем с мотивацией не должно быть. Если школьники мотивированы на познание, то в свободное время они много смотрят «Арзамас», «ПостНауку», Coursera. Задача учителя — показать, что онлайн образование интереснее, чем уроки в школе. 

Герман Пальчиков: Поддерживать мотивацию поможет геймификация уроков. В дистанционном формате это намного проще. Есть классные сервисы с элементами игры и соревнования. Плюс, я думаю со своими пятиклашками каждый раз делать новый формат урока. Например, у нас в понедельник занятие — все в дурацких шляпах. Мы сидим в шляпах и занимаемся. 

Владислав Лобановский: Взаимодействовать нужно не только с самыми активными, а стараться вовлекать всех учеников. Может быть, вложить общую цель. Например, вы собираетесь в голосовом чате, открываете ресурс для презентации и делаете ее вместе.

8. Что вы рекомендуете учителям, которые первый раз пробуют себя в дистанте? Что нужно сделать в первую очередь?

Сергей Ловягин: Первое, с чего нужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела может подвести, поэтому нужно потренироваться. Шаг номер два — представить план урока в другом формате с использованием дистанционных инструментов. Дистант работает, когда учителя используют современные инструменты, когда на уроке интерактив. Когда учитель 40 минут рассказывает — это ужас.

Александр Гиринский: Первое, что надо понять, — онлайн-образование не замена вашим очным занятиям. Нужно урок строить по-другому, задания давать по-другому, и реакции детей ждать другой. Если все сформулируете, спланируете занятия и выберете нужные инструменты, то через какое-то время вы привыкнете и даже получите удовольствие. 

Герман Пальчиков: Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Плюс смотреть обучающие видео, и понять, как организовано онлайн-образование на различных платформах. Договариваться с коллегами и смотреть их онлайн-уроки.

Владислав Лобановский: Не бояться и стараться контролировать вовлеченность всех. Не отдаваться только активным. И поговорить с родителями, чтобы их тоже вовлечь в этот процесс.

9. Какие проблемы в образовании выявил период длинного карантина? Что бы вы порекомендовали отрефлексировать на уровне системы образования?

Сергей Ловягин: Мы в «Хорошколе» уже давно пытаемся выстроить культуру, в которой ученик учится. Не «мы учим», а «он учится». Вот ты учишь, учишь, а все равно в жизни произойдет такая ситуация, как сейчас, из-за карантина, в которой ребенок должен получить больше самостоятельности. Учебная самостоятельность — это все.

Александр Гиринский: В первую очередь, ситуация, в которой мы оказались, показывает несостоятельность экзамена. Экзамен как принудительно-дисциплинарная форма, когда все очно приходят в одну аудиторию, сидят под камерами и в туалет идут под надзором, терпит крах. Если эта ситуация продлится, то экзамены принимать в старом режиме мы не сможем. Мне кажется, экзамены не должны проверять твою память и стрессоустойчивость, а должны проверять навыки работы с информацией, умение работать с источниками, критическое мышление. Многие школы думают, как менять форматы вступительных экзаменов. 

Герман Пальчиков: Нужно проводить курсы цифровой грамотности для учителей, как повышение квалификации. Ученикам тоже нужна цифровая грамотность. У них, конечно, есть уроки информатики, но этого недостаточно. Дети не понимают, как устроен интернет, как защитить себя в сети, не знают про полезные сервисы.

Владислав Лобановский: Есть разные дистанционные сервисы, но нет единой платформы, которая позволяет сразу перейти на дистант. Можно организовать обучающие курсы и подготовить учителей к работе с платформой.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?