Что такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
– математическая грамотность;
– финансовая грамотность;
– естественнонаучная грамотность;
– глобальные компетенции;
– читательская грамотность;
– критическое мышление.
Какие есть сложности с функциональной грамотностью?
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.
Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.
Функциональная грамотность школьников в Яндекс.Учебнике
Методисты Яндекс.Учебника, ориентируясь на международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA, создали подборку заданий для развития читательской и математической грамотности учеников 1–5-х классов. В зависимости от ваших целей вы можете выбрать более простые и более сложные задания. Для младших учеников мы предлагаем задания для развития базовых умений, а также упрощенные задания следующего уровня. Чем старше ученики, тем больше усложняется предлагаемый материал. Для удобства каждое задание содержит методические комментарии с подробным описанием умений, на которые направлено данное задание.
Для развития функциональной грамотности школьников мы выбрали тему космоса. Сложность заданий увеличивается не только за счет структуры текстов, но и за счет их содержания. От простых тем для детей 7–9 лет: животные в космосе, жизнь космонавтов, мы переходим к более сложным, требующим навыков абстрактного мышления: космические аппараты, Луна, космический мусор.
Читательская грамотность школьников
Читательская грамотность включает в себя умение умение понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями, интерпретировать ее.
Работая с заданиями Яндекс.Учебника, начните с небольшого количества карточек. Не забывайте, что внимательное чтение требует от младших школьников больших усилий. Внимательно отслеживайте движение и трудности, с которыми сталкиваются ученики. Если детям трудно, выдайте более простые карточки из этого класса или задания предыдущих классов. Если ученики справляются хорошо, не спешите и не забегайте вперед.
Ниже — пример задания для формирования читательской грамотности в первом классе. В тексте нужно найти информацию и соотнести ее с рисунком. Само по себе это достаточно сложное умение. Но за счет того, что материал и уровень сложности текста подходит ученикам этого возраста, задание по силам первоклассникам.
Математическая грамотность школьников
Математическая грамотность — это способность применять математику для решения проблем реального мира. Решение включает в себя этап переформулирования проблемы на математическом языке, этап решения уже математически сформулированных задач и этап интерпретации полученных результатов в контексте исходной проблемы.
Выдав детям карточки Яндекс.Учебника, контролируйте процесс и результаты выполнения заданий. Настройте ребят на то, что задания интересные, но непростые, и их цель — научиться применять математику в необычных ситуациях.
Как правило, ученики ошибаются в двух случаях: не могут подобрать способ решения или делают ошибку в вычислениях. В первом случае выдайте детям более простые задания этой подборки — можно взять задания предыдущих классов. Если путь решения проблемы был выбран верно, но допущена ошибка в вычислениях, повторите с учениками соответствующие правила. Для этого выдайте карточки с более традиционными заданиями из основного раздела библиотеки.
Посмотрите пример задания на формирование математической грамотности для первого класса. Ученики получают опыт применения математики для решения проблемы. Заполняя пропуски в предложениях, дети учатся решать поставленную проблему по указанному плану, они выполняют необходимые вычисления и дополняют вывод.